Расход топлива колесных и гусеничных тракторов
При правильном расчете расхода топлива можно серьезно сэкономить на горюче-смазочных материалах и, как следствие, понизить расходы на содержание трактора (-ов).
Читайте далее, а мы расскажем, как узнать «прожорливость» трактора, какие факторы влияют на расход топлива, и что вообще можно сделать для его сокращения.
Основные факторы, влияющие на расход топлива трактора в час
Ниже — основные факторы, влияющие на расход топлива у трактора.
Тип и мощность машины
Расход топлива разнится от трактора к трактору. Промышленные и военные, например, будут потреблять куда больше, чем, скажем, садовые и сельскохозяйственные.
Условия эксплуатации
Условия эксплуатации могут как зависеть от водителя, так и нет. То есть существуют «внешние» и «человеческие» факторы. Ко «внешним» относится погода, местность, степень влажности грунта и климат (в морозы солярки тратится больше). К «человеческим — опыт водителя (будет ли он выбирать правильные маршруты или нет), готовность осуществлять своевременный ТО
Техническое состояние
Тут все просто: если поршни и цилиндры двигателя в плохом состоянии, то и топлива трактор станет потреблять больше. Так что время от времени следует проводить освидетельствование, а еще лучше — ремонт. И еще лучше, если тот окажется комплексным.
В чем разница между нормативным и фактическим расходом топлива
У каждой машины есть свои значения расхода горючего. Так, у трактора Х потребление может быть заявлено как порядка 8 литров на моточас (при эксплуатации в стандартных условиях, что, собственно, и будет являться нормативным расходом), а на деле составлять практически 20 литров. Такое может произойти, если использовать технику для комплексных задач. Скажем, для очистки дорог от снежных заносов (что уже не подпадает под стандартные условия эксплуатации, а потому будет считаться фактическим расходом).
Иными словами, нормативный расход — это то, что заявлено на бумаге. Фактический же — то, что получается на деле.
Методы экономии топлива
Ниже — лучшие практики по экономии топлива.
Оптимизация режима работы
Рекомендуется управлять трактором как можно более плавно, а ускоряться лишь при крайней необходимости. Кроме того, не следует оставлять агрегат на холостом ходу — это тоже влияет на расход, и причем сильно.
Вообще включать повышенную передачу следует только при загрузке трактора менее 60%. Во всех остальных случаях практичнее и эффективнее работать на фиксированной скорости и на пониженной передаче.
Правильный выбор трактора
Для больших площадей и тяжелых почв потребуются более мощные машины, расход топлива которых куда выше. Однако не всегда нужно брать трактор с 200+ л.с. — для многих задач хватит и 75−100 л.с.
Правильная настройка навесного оборудования
Тяговое усилие, необходимое для вспашки, также напрямую влияет на расход.
Увеличив нагрузку на ось в зависимости от используемого оборудования, можно улучшить сцепление с почвой, предотвратить пробуксовку и получить максимальное тяговое усилие от двигателя с минимальными потерями.
Техническое обслуживание
Своевременная замена воздушных и фильтров — один из способов резко сократить потребление топлива. Еще один — замена масла. И оба способа чрезвычайно эффективны, стоит сказать.
Так, ученые провели исследование, которое показало, что при полном техническом обслуживании расход топлива сокращается в среднем на 15%, а прирост мощности составляет в среднем 11%.
Как определить расход топлива
Замеры производятся на 100 км — проехать нужно именно такое расстояние. После этого определяется количество израсходованного горючего. Отметим, что сама машина, а также все узлы и агрегаты должны быть в исправном состоянии, иначе об объективности измерений не может идти и речи.
Чтобы подсчитать расход используется формула: Р=0,7 х R х N, где:
- Р — расход топлива трактора в час
- N — мощность мотора (в лошадиных силах);
- R — удельный расход топлива
- 0,7 — коэффициент перевода из кВт.
Отметим и то, что формула ориентирована на идеальные рабочие условия: абсолютно ровная дорога, полная исправность агрегата, отсутствие осадков
Понятное дело, что дожидаться совпадения всех звезд на небе можно очень и очень долго, так что исходить нужно скорее из обстановки. Просто стараться, чтобы та была максимально приближена к вышеописанным переменным.
Современные технологии для экономии топлива
А вот как можно сэкономить топливо при помощи современных технологий.
Автоматические трансмиссии
Топливная эффективность достигается в том числе и за счет поддержания работы двигателя на более низких оборотах, с чем помогают автоматические трансмиссии: механизатор задает желаемый режим работы, а АКП подбирает наиболее выгодную для заданных оборотов передачу.
Для полевых работ с малой нагрузкой вариант идеальный.
Системы телеметрии для мониторинга расхода
Многие современные сельскохозяйственные машины (тракторы в том числе) могут быть подключены к мониторинговым системам, которые анализируют работу техники и предоставляют данные о расходе топлива. Собственно, полученные данные и позволяют понять, нужно ли что-то менять. И если нужно, то что именно.
Происходит и такое, что топливо, например, не санкционировано сливается. Датчики телеметрии, расположенные на баках, позволяют предотвращать это.
Оптимизация маршрутов
Прежде чем начать работу, убедитесь, что маршрут составлен грамотно: поворотов должно быть минимум. Строго говоря: чем их меньше, тем меньше топлива в�� потратите на выходе. Также стоит избегать перекрестного движения (по возможности, конечно).
Важность экономии топлива в тракторах
Трактор — это универсальный агрегат. Вспахать (вырыть) землю, переместить груз, проложить дорогу, перевезти что-то, — все это можно сделать с его помощью. В некоторых случаях он даже может заменить целый штат рабочих. Но платить за эту универсальность и многозадачность нужно ГСМ.
Поэтому там, где это возможно, следует оптимизировать работу. Технические характеристики той или иной машины поднять не получится — это правда. Но зато все еще можно понизить расход топлива на 20% (а то и на все 30%).