Какое масло заливают в трактор
Главная задача масла — уменьшение трения между деталями в узлах и системах трактора, защита их от коррозий, отложений солей и грязи. Его правильный выбор и своевременная замена обеспечивает долгую и безотказную работу всех ключевых механизмов, является залогом надежной работы транспортного средства даже в условиях интенсивных и повышенных нагрузок.
Основные типы масел для тракторов
За надлежащую работу трактора и его узлов отвечают разные виды масел. Каждый из них применяется для определенных целей, имеет свои особенности и преимущества.
Моторное масло
Моторное масло предназначено для смазки элементов и комплектующих в двигателе трактора. Его различают по спецификации SAE (Society of Automotive Engineers) и классу API (American Petroleum Institute). SAE определяет вязкость масла при разных температурах внешней среды. Например, SAE 10W-30, SAE 15W-40 и пр. Значение API указывает на качество и пригодность использования продукта в различных типах двигателей: дизельных, бензиновых.
Среди моторных масел для трактора выделяют:
- Минеральные: их производят на основе нефти с применением технологий рафинирования и очистки. Их основной плюс — выгодная цена. К минусам стоит отнести отсутствие стойкости к высоким температурам.
- Синтетические: производятся путем химического синтеза, отличаются высокой степенью стабильности и очистки. Работают в широком диапазоне температур, обеспечивают безупречную защиту двигателя от негативных факторов среды.
- Полусинтетические: представляют собой комбинацию минеральных и синтетических масел. Демонстрируют наилучший баланс между доступностью стоимостью и производительностью. Демонстрируют хорошую стойкость к высоким температурам.
Для экстремальных условий эксплуатации с серьезными нагрузками, температурными перепадами и продолжительными периоды работы эксперты рекомендуют выбирать высокозащитные масла. Благодаря специальным добавкам они устойчивы к окислению, образованию пены.
Гидравлическое масло
Масло этого типа предназначено для смазки механизмов и узлов гидравлики. Его отличает стойкость к окислению и превосходная стабильность. Среди гидравлических составов различают:
- Антифрикционные: уменьшают трение и износ, обеспечивают плавное движение гидравлических систем.
- Многоцелевые: могут применяться в разных типах гидравлических систем. Имеют хорошие противокоррозионные свойства и стабильность в широком диапазоне рабочих температур.
- Высокотемпературные: разработаны с расчетом на экстремальные условия эксплуатации. Обладают отличной термической стабильностью.
- Биоразлагаемые: экологически безопасные масла, утилизация которых возможна естественным путем. Как правило, их используют в сферах и для проведения работ, когда антропогенное воздействие на окружающую среду должно быть сведено к минимуму.
- Низкотемпературные: применяются в условиях, при которых повышается вязкость стандартных масел. Сохраняют текучесть и смазывающие свойства при низких и отрицательных температурах.
Чаще всего производители тракторов рекомендуют использовать для гидравлики определенные типы масел, что следует учитывать при выборе подходящего по цене и свойствам состава.
Трансмиссионное масло
Масло этого типа предназначено для смазки деталей и компонентов КПП трактора. Также, как и в случае с моторным, оно может быть минеральным, синтетическим. В его состав могут входить различные химические присадки.
Также все разнообразие трансмиссионных масел принять классифицировать на универсальные и специализированные технические жидкости, предназначенные для определенного типа узлов:
- Масло для механической трансмиссии. Соответственно, залить их можно только в МКПП.
- Гидротрансмиссионное масло. Предназначены для гидромеханических и гидростатических трансмиссий. Обладают стойкостью к окислению и улучшенными показаниями износостойкости.
- Масло для автоматических передач. В них добавляют специальные соединения, которые обеспечивают плавное переключение передач.
Трансмиссионные масла могут иметь разные индексы вязкости и температуру застывания, которые обозначают с помощью спецификации SAE.
Масло для осей и редукторов
Редукторное масло снижает трение между движущимися частями, уменьшает температуру рабочих поверхностей, предотвращает образование ржавчины и защищает от загрязнений. Смазочные жидкости, предназначенные для осей и редуктора, различаются по составу, вязкости, наличию дополнительных присадок и ингибиторов.
Помимо минеральных и синтетических масел, отдельно можно выделить составы, предназначенные для обслуживания редукторов из бронзы и стали, в основе которых находится полиалкиленгликоль. Они способны сохранять первоначальные характеристики даже в условиях экстремально низких температур.
Критерии выбора масла
При выборе подходящего масла для трактора следует учитывать следующие моменты:
- Мощность и тип двигателя.
Для обслуживания силовых агрегатов, использующих бензиновое или дизельное топливо, требуются разные виды масел. Дизельные двигатели нуждаются в жидкостях с высоким коэффициентом вязкости. В их состав также должны входить присадки и добавки, способные обеспечить защиту мотора от преждевременного износа и перегрева при высоких нагрузках. Мощные ДВС, как правило, генерируют больше тепла, а значит для них следует выбирать масло с высокой термической стабильностью.
- Условия эксплуатации.
Температура и влажность воздуха, скорость, нагрузки, давление масла в системе, срок эксплуатации — все эти параметры влияют на выбор и покупка смазочных материалов для трактора. Если ТС эксплуатируется интенсивно, при высоких температурах имеет смысл приобрести составы с повышенной стойкостью к окислению и износу. Зимой наоборот нужна рабочая жидкость, которая будет сохранять текучесть и оптимальную вязкость при низких температурах.
- Рекомендации производителя.
Соблюдение рекомендаций производителя относительно типа и спецификации технических жидкостей обеспечивает оптимальную работу всех систем и узлов трактора.
Что выбрать: синтетическое или минеральное масло
Если исходить из полезных свойств и характеристик масла, то здесь ответ однозначный — синтетическое на порядок лучше минерального. Среди его преимуществ: устойчивость к окислению, износу, превосходные смазочные характеристики, долгий срок службы
Еще один важный момент — сохранение смазочными материалами своих свойств при разных температурах. При повышенных и постоянных нагрузках температура внутри двигателя способна достигать +100 градусов по Цельсию, вследствие чего минеральные составы становятся жидкими и бесполезными. Синтетике же нипочем не только высокие, но и низкие температуры. Даже при серьезных морозах она сохраняет текучесть и хорошо смазывает все механизмы.
Как правильно менять масло в тракторе
Регулярная проверка уровня и качества масла является обязательным элементом обслуживания трактора. Частота замены смазочных материалов зависит от марки и модели ТС, условий и срока его эксплуатации, рекомендации производителя. Специалисты рекомендуют поменять моторное масло, если старое отработало более 100 часов.
Процедура слива и замены масла зависит от конструкции трактора. Но существуют универсальные алгоритмы действий, придерживаясь которых можно произвести операцию своими руками.
Как поменять моторное масло:
- Предварительно прогреть двигатель, чтобы уменьшить вязкость масла.
- Поставить под сливное отверстие емкость (чаще всего оно находится в нижней части двигателя).
- Открутить крышку и дождаться пока отработанное масло стечет в емкость.
- Установить крышку обратно и тщательно затянуть ее.
- Залить свежее масло до рекомендуемых производителем отметок.
- При необходимости поменять масляный фильтр на новый.
Как поменять масло в трансмиссии и гидравлике:
- Разместить емкость под отверстием для слива жидкости с КПП или гидравлической системы;
- Произвести слив и тщательно закрыть сливное отверстие;
- Залить свежее масло. Проверить уровень смазочной жидкости в трансмиссии можно с помощью обычного щупа.
В целом, ничего сложного в самостоятельной замене масла нет, а сама процедура обычно занимает не больше часа.
Ошибки при выборе и замене масла
- Неправильно подобранное масло для замены. К сожалению, ошибиться может даже опытный механик. Чтобы не допустить этого достаточно в первую очередь при покупке жидкостей ориентироваться на рекомендации производителя.
- Смешивание смазочных материалов разного назначения. Как итог, образуется непонятная смесь с неясными характеристиками и непонятно, как работающая с узлами. Все это способно крайне негативно отразиться на общей производительности и аварийной устойчивости ТС.
- Неверные интервалы между заменами масла. Редкая замена смазочных материалов приводит к быстрому износу и выходу из строя деталей и целых узлов трактора.
- Недолив масла. В этом случае формируются воздушные пробки, которые блокируют масляные протоки. Результатом становится износ и поломка подвижных элементов.
- Перелив масла. Избыток смазочной жидкости не менее опасен, чем дефицит, так как механизмы и запчасти ТС не рассчитаны на работу в масляных ваннах. Перелив может привести к вспениванию составов, перегрузке систем, невозможности прогреть масло до нужных температур в холодную погоду.
- Постоянный долив масла вместо полноценной замены. Со временем такая тактика приведет к тому, что жидкость деградирует и утратит качество.
Чтобы избежать негативных последствий при замене масла в тракторе, нужно, прежде всего, следить за соблюдением рекомендаций производителя ТС при выборе смазочных материалов. Перед покупкой продукции конкретного бренда обязательно следует изучить доступную информацию о нем, обратить внимание на ее состав, добавки, назначение, свойства.