Заказать звонок
Свердловская область, Б-Истокское РТПС
г. Екатеринбург, Сысертский район, пос.Большой Исток, ул.Свердлова, 42
Утилизационный сбор на сельскохотехнику

В 2012 году, после присоединения Российской Федерации ко Всемирной торговой организации (ВТО), государство вынуждено было снизить торговые пошлины на ввоз многих товаров, в том числе и спецтехники. Для того чтобы компенсировать потери, был введен утилизационный сбор. Процесс проходил поэтапно — в 2012 году утильсбор был введен на подержанные автомобили, а в 2016 — на спецтехнику. Эту пошлину должны уплачивать все производители и импортеры определенных категорий транспортных средств (далее — ТС). В этой статье расскажем, что представляет собой сбор, кто и сколько должен платить, кто освобождается от уплаты, о плюсах и минусах данного налога.

Что представляет собой утилизационный сбор

Любое транспортное средство проживает жизненный цикл: производство — эксплуатация — утилизация. В мировой практике можно выделить три основных пути утилизации ТС:

  • индивидуальный, когда переработку вышедшего из эксплуатации авто или спецтехники осуществляет производитель самостоятельно;
  • коллективная, когда производитель заключает договоры на переработку со всеми возможными компаниями, которые занимаются этим бизнесом;
  • финансируемый — то, что пытаются выстроить в России. Производитель или импортер уплачивают установленный взнос, и государство берет на себя утилизацию.

Утилизационный сбор на спецтехнику — это налог, который производитель или импортер ТС уплачивает один раз. Этот сбор направляется в бюджет для того, чтобы в конце жизненного цикла ТС было утилизировано в соответствии со всеми санитарными требованиями и экологическими нормами.

Зачем нужен утилизационный сбор

Утилизация — это физическое уничтожение спецтехники и снятие ТС с регистрационного учета и баланса предприятия. В России работают государственные и частные пункты по утилизации ТС. На государственном вся процедура будет бесплатной, так как производитель или импортер уже оплатил утилизационный сбор.

Многие эксперты считают, что введение утильсбора не имеют к авторециклингу прямого отношения. Изначально главной целью этого сбора была компенсации убытков из-за снижения таможенных пошлин. Этот сбор помимо прямого своего назначения преследует ряд значимых для государства целей:

  • Дополнительные поступления в бюджет.
  • Поддержка отечественного машиностроения. За счет поступлений в бюджет вводятся различные субсидии и льготные программы, которые стимулируют производство.
  • Экологическое благополучие. При введении сбора государство обязалось поддерживать производителей, которые выпускают ТС с двигателями стандарта Евро-3. Выхлопы при работе таких двигателей менее токсичны и вредны для окружающей среды.
  • Решение вопроса по утилизации безхозных ТС.
  • Поддержка отечественного производителя сельхозтехники. Российские Компании получают компенсацию из госбюджета, в отличие от зарубежных. Государство делает это не напрямую, а в виде компенсаций затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на энергию и прочее. Такая практика сложилась, чтобы формально соблюсти правила ВТО.
  • Утилильсбор закрывает отечественный рынок от импортной техники, которая выработала ресурс. Ее проще продать в России, чем утилизировать в той стране, где она работала. Сбор делает это решение невыгодным.

Плюсы и минусы утильсбора для экологии, сельхозтехники

Подавляющее количество сельскохозяйственной техники в России имеет срок эксплуатации 10 лет. (80%). После этого срока техника ломается, возникают простои и срывы в производственном процессе, что в аграрной отрасли имеет критическое значение. Отсюда и основные плюсы:

  1. Дополнительный стимул в обновлении технической базы аграрного сектора.
  2. Вторичная переработка осуществляется только государственными или лицензируемыми частными компаниями, с соблюдением экологических норм. Это предохраняет окружающую среду от вредных воздействий при неправильной утилизации, от захламления территорий старой, неработающей и гниющей техникой.
  3. Рост спроса на отечественную сельскохозяйственную технику. Сегодня она ни в чем не уступает зарубежной, а приобрести ее можно выгодней и проще.

Главный минус утилизационного сбора — рост цен на сельскохозяйственную технику. Несмотря на все меры поддержки, российские производители продолжают включать размер сбора в стоимость продукции. В условиях ограниченной конкуренции (из-за значительного роста стоимости импортной продукции), производители с/х техники спокойно устанавливают комфортную для себя цену. Для конечного потребителя она выше, чем могла быть без включения утильсбора в стоимость.

Как утилизационный сбор влияет на аграриев

Реестр техники, на которую распространяется утилизационный сбор, содержит 19 типов ТС. Это тракторы гусеничные и колесные, автогрейдеры, силосоуборочные и зерноуборочные комбайны, дорожные катки, колесные перегружатели, мотовездеходы, болотоходы и снегоходы, экскаваторы, бульдозеры, фронтальные погрузчики, самоходные краны, техника для лесной промышленности, техника для автодорожных работ, прицепы грузоподъемностью свыше 10 тонн, сельскохозяйственные самоходные машины. Отечественные производители данных категорий техники должны уплачивать сбор. При ввозе такой техники из-за границы платить обязан владелец — физическое или юридическое лицо.

Освобождаются от уплаты:

  • Международные организации: дипломатические представительства разного уровня, МИДы и т. д;
  • Если ТС ввезено на территорию РФ временно;
  • ТС произведено до принятия закона об утилизационном сборе (до 2102 года);
  • Техника ввезена гражданами, которые пересекают границу по Федеральной программе переселения граждан на Родину, беженцы и т. д.
  • Категория не включена в реестр.
  • Срок эксплуатации техники превышает 30 лет. При этом все комплектующие должны оставаться оригинальными.

Как рассчитывается ставка

Для того, чтобы рассчитать сумму сбора, нужно воспользоваться формулой:

Сумма Сбора = Базовая ставка X Коэффициент категории.

Базовая ставка на сегодня составляет 172500 руб.

Важно! В 2024 году возможно значительное повышение размера утильсбора, поэтому необходимо уточнять актуальную ставку перед покупкой техники.

Коэффициент определяется исходя из объема двигателя и возраста автомобиля. К ТС «старше” трех лет применяется более высокий коэффициент.

Правила оплаты

Производитель спецтехники оплачивает утилизационный сбор в органы ФНС, а импортер — на таможне, получателем в этом случае выступает Федеральная таможенная служба.

Физические лица могут оплатить сбор через свой банк, воспользовавшись любым банковским продуктом (карта, перевод с лицевого счета и так далее).

Юридические лица оплачивают только с расчетного счета организации.

После оплаты в электронное ПТС ставится специальная отметка. Без нее невозможно поставить технику на учет в ГАИ. Если сбор не оплачен в течение 15 дней, то на его сумму будут начислены пени.

Заключение

Утилизационные сбор — это обязательный разовый экологический платеж, который предусмотрен для производителей и импортеров определенных категорий транспортных средств и спецтехники. Производители уплачивают эту пошлину в органы ФНС, а импортеры — в ФТС. Без отметки об уплаченном сборе невозможно поставить ТС на учет в ГАИ, и использовать по назначению.

Для владельцев сельхозтехники сумма сбора, включенная в стоимость — издержка. Для государства в определенном историческом моменте установление сбора было необходимостью.